Что делать если ребенок описал диван??

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Под термином «ушиб» специалисты понимают закрытую травму мягких тканей, при которой целостность кожных покровов не нарушена. В тяжелых случаях такие повреждения могут затрагивать мышечные и нервные волокна, реже – внутренние органы, что чревато серьезными последствиями для здоровья. Чаще всего ушибы возникают в детском возрасте: стремясь познать окружающий мир, малыши постоянно сталкиваются с падениями, ударами и другими опасными ситуациями.

Причины ушибов у детей

В большинстве случаев повреждения мягких тканей в детском возрасте становятся результатом различных бытовых или уличных травм: падений, столкновений с крупными, твердыми предметами, ударов о мебель.

Другими причинами могут стать:

  • активные занятия спортивными и танцевальными дисциплинами;
  • драки и потасовки со сверстниками;
  • автомобильные аварии;
  • падения с велосипеда, самоката и других детских транспортных средств;
  • нанесение телесных повреждений со стороны взрослых.

Ушибы головы, ног, рук и других частей тела у ребенка могут быть как самостоятельным явлением, так и дополнительным признаком более серьезных травм (переломов, вывихов, растяжений, разрыва внутренних органов).

Общие симптомы ушибов у детей

Основной признак такой травмы – подкожное скопление крови и лимфы, которое в народе именуется синяком, а на языке медицинском гематомой. В момент ушиба ребенок чувствует острую, резкую боль, из-за чего вскрикивает, начинает плакать.

В области повреждения кожа становится горячей на ощупь, формируется отек, небольшая припухлость. При травме конечностей может наблюдаться некоторое ограничение двигательных функций.

Если ребенок сильно ушиб голову, в месте удара может образоваться шишка – небольшая плотная выпуклость над кожей, прикосновения к которой болезненны для малыша.

Сотрясение головного мозга

Механическое повреждение головы без видимых признаков травмы может сопровождаться сотрясением или ушибом головного мозга у ребенка. При этом в работе мозга происходят некоторые функциональные изменения, что сопровождается определенными симптомами.

К ним относятся:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота, в некоторых случаях рвотные позывы;
  • нарушение координации;
  • бледность кожи;
  • снижение остроты зрения;
  • светочувствительность.

При сильном ушибе затылка, лба и других отделов головы у ребенка могут наблюдаться судороги, кратковременная потеря сознания, нарушения речи, шаткая походка. Малыши с таким повреждением жалуются на слабость, шум в ушах; они с трудом осознают происходящее, могут невпопад отвечать на вопросы, вести себя странно или неадекватно.

В случае серьезных травм, требующих быстрого и правильного лечения, симптомами ушиба головного мозга у детей являются:

  • нарушения сердечного ритма, когда сердце ребенка бьется слишком часто, замедленно или словно пропускает удар;
  • падение артериального давления;
  • дыхательная недостаточность;
  • проблемы с глотанием;
  • параличи;
  • разные по размеру зрачки глаз;
  • кровотечение или выделение бесцветной жидкости из носа, ушных ходов;
  • появление темных кругов под глазами, за ушными раковинами;
  • повышение общей температуры тела;
  • нистагм – непроизвольные ритмические колебания глазных яблок.

Родителей должна также насторожить патологическая, несвойственная малышу сонливость, потеря аппетита, расстройства вкусового восприятия.

Важный момент: опасные симптомы сотрясения головного мозга, говорящие о развитии угрожающих здоровью и жизни ребенка последствиях, могут появиться не сразу после удара, а на несколько часов или даже суток позже, поэтому необходимо даже после незначительного ушиба головы внимательно наблюдать за состоянием детей в течение как минимум 3-х суток с момента получения травмы.

Что делать при ушибе головы и подозрении на сотрясение головного мозга у ребенка

Самое главное – не паниковать. Видя беспокойство взрослых, дети тоже начинают волноваться, что может усугубить положение и помешать оказанию неотложной помощи.

Алгоритм действий при незначительных ушибах головы предполагает:

  • максимальное ограничение подвижности малыша (взять на руки, успокоить, попросить прилечь, занять спокойной игрой, мультиком, книгой, игрушкой и т.д.);
  • прикладывание холода к месту ушиба в течение 25–35 минут сразу после удара (это могут быть продукты питания из морозильной камеры холодильника, завернутые в ткань, хладагенты, специальные охлаждающие пакеты, компрессы с ледяной водой из-под крана).

Важный момент: любая травма головы потенциально опасна, и, даже если малыш успокоился и уснул, необходимо контролировать его состояние, следить за дыханием и пульсом. Очень желательно несколько раз разбудить ребенка и задать ему простые вопросы, например, как его зовут, где он находится, сколько будет дважды два и т.д. Это поможет родителям оценить, имеются ли серьезные повреждения мозга и нужна ли неотложная помощь.

В ситуации, когда имеются опасные для здоровья и жизни признаки (потеря сознания, судороги, кровотечение из ушей, носа и т.д.), необходимо:

  • вызвать скорую медицинскую помощь, четко и кратко сообщив диспетчеру возраст ребенка, адрес, симптомы, и быть готовыми дистанционно выполнять указания специалистов;
  • уложить малыша в устойчивое положение на боку, чтобы избежать западения языка и попадания рвотных масс в дыхательные пути, если сознание отсутствует;
  • контролировать наличие пульса и дыхания, если ребенок находится без сознания;
  • не переносить, не двигать, не поворачивать/переворачивать детей без острой необходимости;
  • не давать до приезда медиков никаких лекарственных препаратов, любого питья и еды;
  • по возможности провести иммобилизацию головы и шеи подручными средствами (зонтами, плотными валиками из одежды, пледов, полотенец и т.д.).

Ушиб ноги/стопы у ребенка

Ушиб мягких тканей голени, ступни и других отделов нижних конечностей у ребенка проявляется, в первую очередь, сильной болью. Травмированная область опухает, отекает, а кожа в месте удара может покраснеть или посинеть. Ребенок с сильным ушибом пятки, голеностопного сустава, лодыжки будет жаловаться, что ему больно наступать на ногу, она опухла и словно не слушается.

Что делать при ушибе ноги у ребенка

Первоочередное действие – обеспечение полного покоя травмированной области. Ребенка крайне желательно усадить, уложить, взять на руки и успокоить. В первые 15–20 минут после удара необходимо к месту повреждения приложить что-нибудь холодное, оптимально – аптечный охлаждающий пакет, но можно воспользоваться и подручными средствами (банкой газированной воды из холодильника, замороженным куском мяса, пакетом с овощами из морозильной камеры).

После холодового воздействия малыша нужно уложить таким образом, чтобы травмированная конечность была в приподнятом положении. Сделать это можно с помощью валика из одежды, подушки, другого мягкого предмета. Если боль интенсивная, рационально дать пострадавшему детский обезболивающий препарат в возрастной дозировке.

Важный момент: детям младше 16 лет категорически не рекомендуется давать лекарственные средства «для взрослых», в частности анальгин, аспирин, нимесулид, диклофенак. Специалисты допускают возможность самостоятельного применения только в отношении парацетамола и ибупрофена.

Врач нужен обязательно, если у ребенка имеется подозрение на ушиб тазобедренного сустава, бедра, и в ситуациях, когда сильный удар пришелся на колено, лодыжку, щиколотку, так как в подобных случаях есть реальный риск повреждения связок и/или перелома костей коленного и голеностопного суставов. Также желательно до медицинского осмотра наложить на область травмированного сустава фиксирующую повязку, чтобы исключить дополнительные смещения структур и возникновение вывиха.

Если ребенок ушиб стопу, большой палец на ноге, и травмированная область сильно опухла, воздействие холодом необходимо повторять в течение суток после травмы с периодичностью не реже 1 раза в 2 часа на 10–15 минут.

В ситуации, когда кроме ушиба на коже имеются царапины, ссадины и кровоподтеки, необходимо их обработать любым антисептическим средством. Подойдет хлоргексидин, перекись водорода, мирамистин, а вот йодом и зеленкой можно смазать только края ссадин и ни в коем случае не заливать подобные жидкости внутрь раны.

Ушиб руки у ребенка

Основной признак травмы – резкая боль, которая со временем становится менее яркой, словно ноющей, и возобновляется только при прикосновениях или двигательной активности. Ушибленное место отекает, появляется припухлость, горячая на ощупь, при повреждении кожи могут наблюдаться ссадины и царапины.

Сильные ушибы пальцев, особенно мизинцев, приводят к ограниченной подвижности суставов, из-за чего кисть ребенка может принимать вынужденное, немного согнутое положение. Дети не могут работать травмированными пальцами, удерживать и поднимать предметы, жалуются, помимо боли, на слабость в конечности.

Что делать при ушибе руки/пальцев у ребенка

При ушибах больших, указательных или иных пальцев на руке, локтя, запястья, кисти или предплечья алгоритм первой неотложной помощи ребенку аналогичен действиям в ситуации с травмой ноги. Важно обездвижить поврежденную область, приложить холод, в случае нарушения работы суставов наложить фиксирующую повязку и т.д.

Важный момент: при сильном ушибе мягких тканей руки нужно зафиксировать конечность ребенка в горизонтальном положении, аккуратно согнув локоть, и с помощью косынки или другой перевязи примотать к телу.

Ушиб грудной клетки у детей

Сразу после удара ключевым признаком будет боль тупого, разливающегося характера. В случае, если ребенок получил достаточно сильный ушиб грудины, у него может наблюдаться прерывистое, неровное дыхание с затрудненным вдохом. Незначительные травмы чаще всего остаются незамеченными.

Другими симптомами серьезного ушиба грудной клетки, ключиц и ребер у ребенка выступают:

  • появление на мягких тканях ярко-красных, багровых гематом различного размера и локализации;
  • отеки;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышение общей температуры тела;
  • болезненный вдох.

Важный момент: при травме грудной области без врача невозможно исключить перелом ребер, поэтому в обязательном порядке малышу нужен медицинский осмотр, особенно, если имеются проблемы с дыханием, а кожа в области повреждения становится бледной, синюшной.

Что делать при ушибе грудной клетки

Как и в отношении других видов подобных травм, необходимо обеспечить малышу полный покой, по возможности уложив его в горизонтальное положение, к месту удара приложить холод, при сильной боли дать обезболивающий препарат.

При серьезных повреждениях незамедлительно вызывать скорую медицинскую помощь, при подозрении на менее тяжелые травмы на фоне удовлетворительного состояния ребенка можно доставить к врачам самостоятельно.

Важный момент: при ушибе грудины осмотр травматолога необходим в любом случае, даже если малыш не жалуется на сильную боль, так как повреждения внутренних органов на первоначальных этапах развития могут протекать практически бессимптомно.

Ушиб лица у ребенка

Дети непоседливы, любознательны, и тяга к новому нередко оборачивается для них различными травмами лица: ушибы верхней и нижней губы, щек, носа, глаз, бровей, скул у ребенка сопровождаются сильной болью, формированием выраженного отека, появлением подкожных гематом иногда не только в области повреждения, но и под или над местом удара.

Симптомы повреждения зависят от локализации травмы. Удары в область глаз оборачиваются чаще всего синяками, при этом нередко наблюдается отек мягких тканей вокруг глазниц. Ушибы губ приводят к тому, что малыш не может полноценно разговаривать, смеяться и есть без болевых ощущений.

Что делать при ушибах лица

План действий при травмах лицевой области совпадает со схемой помощи при ушибах головы и подозрении на сотрясение мозга.

Ушиб копчика у ребенка

Активные игры в детском возрасте очень часто сопровождаются всевозможными падениями, и нередко ребята приземляются на «мягкое место». Подобные трюки могут обернуться сильным ушибом копчика у ребенка, что чревато в дальнейшем хроническими болями, различными невротическими расстройствами.

Ключевой признак подобной травмы – острая боль в момент удара, которая постепенно отпускает и всего через пару часов может исчезнуть совсем.

Другими симптомами ушиба копчика у ребенка являются:

  • болезненность в процессе дефекации;
  • дискомфорт в нижней части спины во время вставания, ходьбы, поворотов туловища;
  • гематомы и синяки на коже в области ягодиц;
  • умеренная отечность мягких тканей в районе травмы.

Ребята с таким повреждением могут жаловаться на невозможность полноценно сидеть на стуле, боль, отдающую в промежность и нижние конечности при движении.

Что делать, если ребенок ушиб копчик

В первую очередь малыша необходимо успокоить и уложить в удобное положение на боку. К месту удара нужно приложить холод (емкость с ледяной водой, пакет с замороженными продуктами и т.д.) не менее, чем на 20 минут. С целью облегчения боли можно дать ибупрофен или парацетамол, рассчитав нужную дозу по весу малыша.

Ушиб копчика у ребенка требует грамотного лечения, поэтому в таких случаях обязательно нужно показать пострадавшего врачу. Перевозить детей с подобной травмой можно только в положении лежа на боку.

Ушиб половых органов у детей

Явными признаками травмы половых органов у мальчиков и девочек служат:

  • резкая болезненность в области гениталий;
  • отечность, покраснение кожи наружных половых органов;
  • затрудненное, болезненное мочеиспускание;
  • появление гематом в месте травмы.

При ушибе полового члена у мальчиков пенис может посинеть, а мошонка сильно опухнуть, что сопровождается снижением чувствительности и выраженным дискомфортом. Девочки могут жаловаться на ощущение рези, выделение крови из влагалища, непроизвольное мочеиспускание и отхождение газов.

Что делать при ушибе половых органов

Самое главное в подобной ситуации – обеспечить полную неподвижность пострадавшего малыша. Самостоятельных мер помощи в данном случае нет, необходимо как можно быстрее доставить ребенка в больницу или, если состояние не позволяет, немедленно вызывать неотложную помощь.

Важный момент: даже незначительные травмы половых органов (например, ушиб яичек) могут привести к серьезным последствиям в виде застоя крови, нарушения кровоснабжения в тканях и, как следствие, возникновения воспалительных процессов.

Ушиб подбородка у детей

Симптомами такой травмы служат:

  • боль, которая возникает сразу после удара и усиливается во время жевания, разговора, попыток широко открыть рот;
  • снижение чувствительности;
  • напряжение лицевых мышц;
  • появление гематомы;
  • припухлость.

Ушиб челюсти у ребенка нередко сочетается с повреждениями зубов или десен, что сопровождается дополнительными признаками: кровотечением из слизистых оболочек ротовой полости, расшатыванием отдельных единиц в зубном ряду, болью при жевании и смыкании прикуса.

Что делать при ушибе подбородка/челюсти

Алгоритм действий прежний: необходимо успокоить и усадить пострадавшего, приложить к месту травмы холод, дать обезболивающий препарат, соответствующий возрасту. Если на коже имеются повреждения, их желательно обработать антисептическим средством и закрыть чистой тканью или пластырем.

При сильных ушибах подбородка детей должен обязательно осмотреть стоматолог на предмет серьезных травм зубов и десен. Если удар пришелся не только на челюсть, но и другие отделы головы, следует придерживаться правил оказания первой помощи при повреждениях головного мозга.

Желательно в любом случае показать малыша после такой травмы врачам, так как могут возникнуть в дальнейшем отсроченные последствия в виде воспалительных заболеваний надкостницы, контрактур и даже онкологических патологий.

Ушиб шеи у детей

Такой вид повреждения у малышей встречается реже, но является не менее опасным, чем сотрясение головного мозга. Симптомами ушиба шеи у ребенка могут стать:

  • боль различной интенсивности в мягких тканях, усиливающаяся при повороте, наклоне, запрокидывании головы;
  • ограниченная подвижность шеи;
  • головная боль;
  • отечность мягких тканей;
  • повышение температуры кожи в области травмы;
  • покраснение кожных покровов;
  • появление гематом и ссадин.

Дети с подобной травмой могут жаловаться на чувство онемения в шее и плечах, дрожание рук и непроизвольные дергания головой.

Что делать при ушибе шеи

Первый шаг – обеспечение полного покоя. Желательно уложить ребенка на спину, зафиксировать шею и голову с помощью подручных средств или специального воротника, а затем вызвать скорую помощь. Уже лежащего малыша не нужно переворачивать, двигать или переносить без крайней необходимости, нужно провести иммобилизацию в имеющемся положении.

По возможности к месту удара желательно приложить холод на 15–20 минут, повторяя воздействие каждый час до приезда медиков.

Ушиб живота у детей

Закрытые травмы мягких тканей живота даже при незначительных ударах могут обернуться непредсказуемыми последствиями со стороны внутренних органов. Они всегда рассматриваются, как потенциально опасное и угрожающее жизни состояние, требующее неотложной врачебной помощи.

Признаками того, что ребенок просто ушиб живот, являются:

  • жалобы на боль в любой части живота после удара/столкновения;
  • вынужденное полусогнутое положение малыша;
  • сгибание и прикладывание рук к месту травмы во время кашля, чихания, резкого движения;
  • незначительная отечность и изменение цвета кожи на животе.

В таких ситуациях боль и дискомфорт, как правило, достаточно быстро проходят, но малыша в любом случае стоит показать специалисту. Важно помнить, что опасное внутреннее кровотечение может проявиться не сразу после травмы, а через несколько часов или даже суток.

Опасными симптомами ушиба живота с вероятным повреждением внутренних органов у детей (почек, селезенки, печени и др.) служат:

  • рвота, тошнота после удара;
  • ускорение сердцебиения;
  • одышка, холодный пот;
  • бледность, синюшность кожи в области живота;
  • снижение артериального давления;
  • боль в правом или левом подреберье, отдающая в плечи;
  • появление крови в моче и стуле;
  • общее повышение температуры тела.

При серьезных травмах боль после ушиба не утихает, а становится сильнее, распространяется все дальше, затрагивая грудную клетку. Живот становится очень твердым, болезненным; ребенок остро реагирует на любые прикосновения к травмированной области. В тяжелых случаях может наступить травматический шок, потеря сознания.

Что делать при ушибе живота/внутренних органов

Самое первое действие – вызов скорой помощи или максимально быстрая транспортировка пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение. К месту ушиба желательно приложить холод, а имеющиеся ссадины и раны обеззаразить и накрыть чистой тканью. В ожидании медиков ребенка нужно уложить на спину, подложив под согнутые колени валики так, чтобы ноги были слегка разведены в стороны.

Категорически нельзя:

  • давать малышу питье и еду;
  • давать любые лекарственные препараты;
  • греть, мять, растирать ушибленное место, мазать его какими-либо мазями или кремами;
  • бинтовать живот или накладывать на него давящую повязку.

В ситуации, если ребенок находится без сознания, необходимо контролировать пульс и качество дыхания до приезда врачей и быть готовым немедленно начать реанимацию, если сердцебиение остановится.

Лечение ушибов у детей

К счастью, в подавляющем большинстве случаев детские травмы требуют консервативных методов терапии. Чаще всего лечение различных ушибов рук, ног, лица, головы, живота и других участков тела у ребенка обходится временными мерами, которые подразумевают:

  • минимальную двигательную активность;
  • прием обезболивающих препаратов для устранения дискомфорта;
  • физиотерапевтические процедуры, направленные на восстановление нормального кровообращения в поврежденных тканях и общую тонизацию.

При обширных гематомах врачи назначают специальные лекарственные средства, способствующие рассасыванию кровяных сгустков, а также противоотечные и противовоспалительные препараты.

В случае, когда консервативными мерами не обойтись, у малыша имеются обширные повреждения внутренних органов или другие серьезные травмы, может понадобиться полноценное лечение в стационаре. В угрожающих здоровью и жизни состояниях проводятся хирургические операции, направленные на купирование внутреннего кровотечения и восстановление целостности внутренних органов.

Важный момент: достоверную диагностику может провести только врач, и только врач может назначить адекватное лечение с учетом всех особенностей ушиба и общего состояния здоровья ребенка. Не стоит игнорировать детские травмы, даже если они кажутся незначительными и несерьезными.

Узнать больше о видах ушибов, правилах оказания неотложной помощи, а также получить срочную консультацию практикующих врачей можно в клинике «СМ-Доктор». Прием заявок по телефону и на сайте ведется круглосуточно.

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону: